Назад к списку

Владимир Гутенев: «Применение цифровых технологий может сократить сроки выхода продукта на рынок на 20-50%»

 Процесс импортозамещения в области программного обеспечения для промышленности, в частности судостроения, происходит медленно — доля отечественного ПО в 2018 году составила порядка 10-20%, констатировали участники совместного заседания Комитета по информационно-коммуникационным технологиям Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, прошедшего в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге. 


 Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев сообщил, что перед высокотехнологичной промышленностью ставятся все более амбициозные задачи, связанные со значительным повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции, выходом на новые рынки, импортозамещением, диверсификацией производства в оборонной сфере. Для их решения, по его словам, требуются более совершенные перспективные подходы с использованием IT-разработок. По мнению экспертов, отметил, Гутенев, применение цифровых технологий может сократить сроки выхода продукта на рынок на 20-50% и повысит производительность на 45-55%.

 «Доля зарубежного программного обеспечения в 2018 году в закупках предприятий с участием государства составляла 80%, сократившись на 4%. Такая же ситуация пока и в закупках по судостроению. И это, несмотря на то, что в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2015 года доля зарубежного программного обеспечения, используемого предприятиями судостроения, должна была сокращена к 2020 году до 10-20%. Кроме того, санкции, введенные против предприятий отечественной промышленности, в том числе Объединенной судостроительной корпорации, диктуют необходимость сформировать новую стратегию применения информационных технологий и использования отечественного программного обеспечения», — подчеркнул первый зампред СоюзМаш России. 

 Успехов в области импортозамещения ПО не достичь, если российские IT-компании не объединятся и не создадут некий альянс, заявил вице-президент Союза машиностроителей России, президент АО «ОСК» Алексей Рахманов. Он подчеркнул, что отечественное ПО должно быть на уровне ведущих мировых разработок.

 «Я бы очень хотел, чтобы мы с вами имели в числителе и знаменателе две очень важные вещи. Первая: если мы хотим чего-то добиться – мы должны бежать быстрее наших конкурентов. Догоняющий никогда не будет первым. И вы должны бежать либо быстрее чем те, кто сейчас первый, либо бросить это занятие как бесперспективное. А уж каким образом нам найти форму использования программного продукта, я думаю, что мы точно найдем. Тем более, давайте не будем забывать, что российские КБ и КБ входящие в структуру корпораций являются для вас уникальным скопищем справочников, технологических решений, материалов, корреляционных моделей и всего, что существует в судостроении. И это – главное», — сказал Рахманов. 

 Повышение степени цифровизации и интеграции информационных систем неизбежно приводит к необходимости задействования встроенных в прикладное ПО средств защиты информации, отметил ответственный секретарь Комитета по информационно-коммуникационным технологиям Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Александр Петров. «К средствам защиты предъявляются требования по сертификации, среди которых основными являются требования доверия, обеспечиваемые наличием исходных текстов и требования по безопасной разработке ПО, реализуемые только в случае размещение разработки и изготовления ПО на территории РФ. Зарубежное ПО данным требованиям не соответствует», — сообщил он.

 Существующая стратегия развития отечественного ПО, без усиления контроля государства, по мнению экспертов, не приведет к сокращению зарубежного ПО, а продолжит увеличение закупок технической поддержки и новых лицензий, увеличивая зависимость от зарубежных разработчиков. Из-за использования зарубежного ПО и невозможности выполнения требований информационной безопасности затрудняются процессы цифрового обмена информацией между КБ и заводами, что приводит к увеличению сроков изготовления изделий судостроения, констатировали эксперты.

 Участники заседания отметили возросшую роль отечественных технологий для задач судостроения, а также важность решения задачи информационной безопасности при обмене электронной информацией между предприятиями отрасли.