Назад к списку

ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И УЗБЕКИСТАНЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 29 января состоялась онлайн-конференция «Онлайн-образование в России и Узбекистане: тенденции и зоны развития» между Уральским государственным экономическим университетом и Университетом мировой экономики и дипломатии в Ташкенте.

 Конференция проходила в рамках недавно подписанного соглашения о сотрудничестве между УрГЭУ и УМЭД. В своих приветственных выступлениях ректор УрГЭУ, член Свердловского реготделения СоюзМаш России Яков Силин и ректор УМЭД Комилжон Каримов подчеркнули динамичность первых шагов сотрудничества. Руководители вузов отметили, что сотрудничество не осталось «на бумаге», а перешло в практическую плоскость, что приносит пользу обоим вузам. Обсуждение актуальной и схожей для обеих сторон темы онлайн-образования, обусловленной пандемией по коронавирусу, – тому подтверждение.

 В конференции приняли участие руководители университетов, институтов, кафедр, доценты, профессора, докторанты УрГЭУ и УМЭД. 


 Яков Силин в докладе «Тенденции развития электронного образования в Российской Федерации» привел данные социологических опросов, проведенных весной и осенью 2020 года, в котором приняли участие 68 образовательных учреждений, в том числе Уральский государственный экономический университет, 1194 работника; а также анализ практики онлайн-обучения за 9 месяцев. 

 Так, например, 90% участников опроса применяли в общении со своими коллегами и студентами электронную почту, почти ¾ пользовались мессенджерами (Teams, WhatsApp, Телеграмм, Skype и др.). 

 Как показал опрос представителей ППС, только половина респондентов (50%) опрашивала студентов при помощи онлайн-тестов, более четверти из них (28,2%) проводили лекции и семинары в онлайн-формате, 24,2% сказали об участии в онлайн-конференции, 21,1 % применяли в учебном процессе онлайн-курсы других российских и зарубежных вузов. 

 Важной проблемой стал низкий уровень технической базы для перехода на новый формат обучения. Среди основных проблем, с которыми столкнулись преподаватели российских вузов, самой распространенной оказались перебои в работе интернета и онлайн-сервисов (эту проблему указали 67,3 % опрошенных), 36,7 % респондентов сказали о недостаточно высоких технических характеристиках домашнего компьютера, 30% испытывали трудности с доступом к домашнему компьютеру, 28,1% ощутили недостаток навыков работы с современными информационными технологиями. При этом трудности с получением необходимой помощи и консультаций испытали гораздо меньшее число опрошенных — 15,4%.

По мнению опрошенных, наиболее применимы онлайн-технологии обучения в гуманитарных науках (указали 50,9% участников опроса) и социальных науках (науки об обществе) — 45,5%. Наименее применимы в здравоохранении и медицине и в сельскохозяйственных науках.

 Половина опрошенных (49,5%) после стабилизации эпидемиологической ситуации желают возвращения образовательного процесса студентов очной формы обучения к прежнему формату. Чуть менее (46%) не против более интенсивного применения возможностей дистанционного обучения, чем было до 28 марта 2020 года.

 Серьезными недостатками дистанционного обучения называют проблемы с межличностным общением и социализацией студентов, проблемы со здоровьем (прежде всего, зрение, опорно-двигательный аппарат), проблемы с самоорганизацией студентов, сложности с объяснением и самостоятельным усвоением некоторых тем и дисциплин, невозможность дистанционного обучения по некоторым направлениям образования. По мнению ряда участников опроса, наиболее приемлемым форматом обучения для студентов очной формы может стать смешанный, заключающийся в гармоничном сочетании традиционных аудиторных и дистанционных форм занятий.

 Выступление ректора УМЭД Комилжона Каримова на тему: «Влияние Covid-19 на высшее образование в Узбекистане» также содержало статистические данные о ситуации работы в условиях пандемии.

Его коллеги говорили о совершенствовании образовательной платформы Университета мировой экономики и дипломатии в условия перехода на дистанционное обучение (Матёкуб Бакоев, проректор по учебной работе УМЭД); развитии дистанционного обучения и сотрудничества УМЭД с университетами мира (Абдужаббар Расулов, заведующий кафедрой математического моделирования и информационных технологий); плюсах и минусах онлайн-защиты научно-исследовательских работ (Рано Турсунова, доцент кафедры политологии). 

 От УрГЭУ по теме конференции доклады сделали директор Института непрерывного и дистанционного образования Екатерина Ялунина; доцент кафедры публичного права Марина Чудиновских; директор Института магистратуры Алла Матвеева; заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом Наталья Тонких; доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента Ольга Попова и заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства Ольга Ергунова.


©  2016 uomz